"От маленькой речушки Тушемля
|
||||||||||
|
Городище "Тушемля"Раскопки велись в самых разных точках и на поселениях разного времени: на городище в Мокрядине и вблизи этой деревни у реки Сож, у Слободы-Глушицы, Мошевой, в деревне Устье - там, где Хмара впадает в Сож. Два городища у Мокрядина - укреплённые поселения, возникли задолго до нашей эры, но использовались и в первом веке нашей эры. Селища (устье реки Хмары) датировались четвёртым - седьмым веками нашей эры. Изучены городища - у Прудков, Боткина (Васильева) Мурыгинской сельской администрации (река Россаж), Красногорья (рядом с железной дорогой), у маленькой речушки Осотина и речки Лучесянки. Эти исследования дали возможность выделить определённую эпоху в развитии племён верхнего Поднепровья, то есть стали как бы эталоном для сравнения с соседними территориями - за пределами Починковского района и верхнего Сожа. Учёными с мировыми именами тщательно изучены поселения так называемых тушемлинских племён. В результате исследований научными сотрудниками Смоленского педагогического института (ныне университета) и Смоленского краеведческого музея выявлен ряд объектов этого периода в пределах всей Смоленщины - в Смоленском, Монастырщинском, Хиславичском, Демидовском, Рославльском и других районах. Создана карта, которая соответствовала IV - VII векам ,что относится к тушемлинской культуре, к периоду великого переселения народов, перемещения племён. До этих научных исследований тушемлинская культура была неизвестна. А.Н. Лявданским, Е.А. Шмидтом и другими учёными изучались более древние слои на городищах, которые относились к раннему железному веку. В частности, в нижних слоях Мокрядинского городища и Тушемли содержатся древности до IV века нашей эры. Это скотоводческо-земледельческое население, по языку и культуре относится к группе восточно-балтских племён. А вот после нашей эры началось продвижение славянства на север. Тушемлинская культура отражает проникновение значительных масс на территорию верхнего Поднепровья, в том числе и нашего района. Расселение славян в иноязычной среде, конечно, процесс очень длительный: слияние, взаимодействие, а потом определённое подчинение языка одних языку другому, как и культуры тоже. Поэтому в течение трёх веков (IV - VII вв.), как считает П.Н. Третьяков, и происходило существование и славян, и каких-то групп не славянского населения. Формировалась новая общность, менялся характер ведения хозяйства, прекращалось сооружение укреплённых поселений - городищ, и население начинало жить в неукреплённых посёлках - селищах. Причин несколько. Одной из них, видимо, было уменьшение выпадающих осадков и значительное понижение уровня грунтовых вод. Другой можно считать переход от подсечно-огневой системы земледелия к перелогу, то есть к использованию нового пахотного орудия - рала, с железным наральником, с использованием тягловой силы домашних животных, что позволяло расширять площади обрабатываемых земель. Наряду с пшеницей в это время выращивали два сорта ячменя, рожь, овёс, просо, бобовые. Найдены усовершенствованные, более производительные серпы - с крючком на черене. Изобретена коса для заготовки кормов. На Тушемле также найден жёрнов, можно сказать, ручная мельница вместо простых зернотёрок. Если раньше лошадь держали ради мяса или в качестве тягловой силы, то в это время она стала использоваться для верховой езды воинов-всадников. Учёными найдены шпоры, удила, части сбруи и снаряжения воина-всадника: огниво, кремень для получения огня, который носили в сумочке, кресала. Всё это в комплексе найдено, в одном месте, что представляет особую ценность. Некоторые вещи, обнаруженные на городище «Тушемля», находятся в музеях России. Убежище сделанное на городище «Тушемля», сгорело в огне, а изделия из железа остались. Как и глиняные горшки. В тушемлинский период, кстати, было усовершенствовано производство глиняной посуды. Этот строительный материал использовался и при сооружении кузнечных горнов. Развивались домашние ремёсла: прядение, ткачество, обработка дерева, кости, камня. Учёные - археологи обратили внимание на то, что их поселения были сожжены. Это говорит о каких-то бурных событиях того времени. Итоги археологических раскопок и находок в Тушемле, Городке, Прудках и других населённых пунктах в 1963 году очень малым тиражом были опубликованы при Академии Наук СССР в книге П.Н. Третьякова и Е.А. Шмидта «Древние городища Смоленщины». Теперь это библиографическая редкость. Эта книга имеется в областной библиотеке. Итак, более подробно о городище «Тушемля». Оно располагается в 1,2 км к востоку от д. Мокрядино Княжинской сельской администрации, на правом берегу Тушемли (возвышается над поймой примерно на 18 метров), недалеко от места впадения в реку Сож. Размер городища – 35 х 22 м. Общая площадь – около 800 м2. В 1955 – 1957 годах здесь работал с экспедицией П.Н. Третьяков. Под его руководством полностью раскопана площадка городища и частично внутренний вал с напольной стороны. Установлено, что Тушемля является памятником совершенно уникальным, трёхслойным, отражающим три периода его заселения. Нижний слой, датируемый I тысячелетием до н.э., даёт материалы первоначального заселения днепродвинскими племенами. Привожу выдержку из статьи доктора исторических наук, ведущего археолога России Евгения Альфредовича Шмидта: «Полученные материалы характеризуются: небольшим количеством железных изделий (ножи с горбатой спинкой, наконечник копья и обломки др. предметов), значительным количеством костяных предметов: наконечники стрел, гарпуны, тупики, рукоятки, булавки, пронизки и пр.; бронзовыми браслетами и обломками др. украшений; массой фрагментов слабопрофилированной керамики; глиняными грузиками и детскими игрушками-погремушками». Средний слой Тушемли, относящийся к первым векам нашей эры, связан с последним периодом существования днепродвинских племён. Цитата из этой же статьи: «Он (средний слой.) включал профилированную и часто орнаментируемую керамику, большое количество грузиков, дьякова типа, железные ножи, бронзовую фибулу с обёрнутой ножкой I - III вв. н.э. и обломки украшений». Верхний слой - третья четверть I тысячелетия нашей эры. Это последний период, связанный с жизнью тушемлинских племён. К великому сожалению, все сооружения этого периода погибли в огне. По обуглившимся остаткам учёным удалось восстановить картину убежища того времени. Такая конструкция характерна для многих городищ-убежищ находящихся на территории Смоленской области, в частности, Починковского района (Городок, Прудки). Однако на не занятой постройками тушемлинского убежища размещалось языческое святилище круглой формы.«В центре крутой ровной площадки была яма от Б. Столба, представлявшего собой, видимо, изображение языческого божества - предмета культа местного населения того времени. Таким образом, городище Тушемля было не только убежищем, но являлось одновременно языческим городищем-святилищем», - делает заключение Е.А. Шмидт. На городищах-убежищах обнаружены обуглившиеся зёрна пшеницы, ячменя, ржи, овса, проса, конских бобов и чечевицы. Охота и рыболовство для тушемлинских племён были второстепенными занятиями и существенной роли в хозяйстве не играли. С течением времени в здешних краях жизнь людей изменилась. Учёные называют
несколько причин. Первая - влияние южных племён. Вторая - уменьшение
количества осадков. Много родников, ручейков и речек пересохло, что
неизбежно заставило людей покидать высокие сухие места и переселяться на
наиболее влажные, низменные. С городищ на селища, на равнинные места,
наподобие наших современных деревень (кстати, слово «деревня» в
древнерусском языке означало пашню, затем крестьянский двор, участок
земли). Угроза грабительских набегов заставляла тушемлинцев строить
новые укрепления - убежища, а иногда для этого использовали заброшенные
городища. Как мы знаем из истории, IV - V века н.э. - это начало "великого переселения народов", хотя роды и семьи
почти не враждовали между собой. В то же время можно было ожидать
нападения людей, принадлежавших к чужим племенам. В начале 50-х годов
прошлого столетия здесь было раскопано и изучено одно из мест его
обитания. Другой причиной доктор исторических наук, профессор Евгений
Альфредович Шмидт считает переход от подсечно-огневой системы земледелия
к перелогу, то есть к использованию рала в качестве пахотного
орудия. Некоторую роль сыграли изменения в общественных отношениях в
связи с обособлением отдельных больших семей и образованием
межплеменных союзов. |
|||||||||