речка Тушемля

"От маленькой речушки Тушемля
Ведет отсчет Смоленская земля..."

Тушемлинская культура
Городище Тушемля
Археологические памятники
Памятники Тушемля
Тушемлинские племена
Фотоальбом
О проекте

НАШ АДРЕС:

Смоленская область,
Починковский район,
д. Плоское.
МБОУ Дивинская СОШ
sh-divinka@rambler.ru


Городище "Тушемля"

Раскопки велись в самых разных точках и на поселениях разного времени: на городище в Мокрядине и вблизи этой деревни у реки Сож, у Слободы-Глушицы, Мошевой, в деревне Устье - там, где Хмара впадает в Сож. Два городища у Мокрядина - укреплённые поселения, возникли задолго до нашей эры, но использовались и в первом веке нашей эры. Селища (устье реки Хмары) датировались четвёртым - седьмым веками нашей эры.

План городища

Изучены городища - у Прудков, Боткина (Васильева) Мурыгинской сельской администрации (река Россаж), Красногорья (рядом с железной дорогой), у маленькой речушки Осотина и речки Лучесянки. Эти исследования дали возможность выделить определённую эпоху в развитии племён верхнего Поднепровья, то есть стали как бы эталоном для сравнения с соседними территориями - за пределами Починковского района и верхнего Сожа.

Учёными с мировыми именами тщательно изучены поселения так называемых тушемлинских племён. В результате исследований научными сотрудниками Смоленского педагогического института (ныне университета) и Смоленского краеведческого музея выявлен ряд объектов этого периода в пределах всей Смоленщины - в Смоленском, Монастырщинском, Хиславичском, Демидовском, Рославльском и других районах. Создана карта, которая соответствовала IV - VII векам ,что относится к тушемлинской культуре, к периоду великого переселения народов, перемещения племён. До этих научных исследований тушемлинская культура была неизвестна.

Е.А. Шмидт (посередине) А.Н. Лявданским, Е.А. Шмидтом и другими учёными изучались более древние слои на городищах, которые относились к раннему железному веку. Дорога к памятнику В частности, в нижних слоях Мокрядинского городища и Тушемли содержатся древности до IV века нашей эры. Это скотоводческо-земледельческое население, по языку и культуре относится к группе восточно-балтских племён. А вот после нашей эры началось продвижение славянства на север. Тушемлинская культура отражает проникновение значительных масс на территорию верхнего Поднепровья, в том числе и нашего района. Расселение славян в иноязычной среде, конечно, процесс очень длительный: слияние, взаимодействие, а потом определённое подчинение языка одних языку другому, как и культуры тоже. Поэтому в течение трёх веков (IV - VII вв.), как считает П.Н. Третьяков, и происходило существование и славян, и каких-то групп не славянского населения. Формировалась новая общность, менялся характер ведения хозяйства, прекращалось сооружение укреплённых поселений - городищ, и население начинало жить в неукреплённых посёлках - селищах.

Причин несколько. Одной из них, видимо, было уменьшение выпадающих осадков и значительное понижение уровня грунтовых вод. Другой можно считать переход от подсечно-огневой системы земледелия к перелогу, то есть к использованию нового пахотного орудия - рала, с железным наральником, с использованием тягловой силы домашних животных, что позволяло расширять площади обрабатываемых земель. Наряду с пшеницей в это время выращивали два сорта ячменя, рожь, овёс, просо, бобовые. Найдены усовершенствованные, более производительные серпы - с крючком на черене. Изобретена коса для заготовки кормов. На Тушемле также найден жёрнов, можно сказать, ручная мельница вместо простых зернотёрок. Если раньше лошадь держали ради мяса или в качестве тягловой силы, то в это время она стала использоваться для верховой езды воинов-всадников. Учёными найдены шпоры, удила, части сбруи и снаряжения воина-всадника: огниво, кремень для получения огня, который носили в сумочке, кресала. Всё это в комплексе найдено, в одном месте, что представляет особую ценность. Некоторые вещи, обнаруженные на городище «Тушемля», находятся в музеях России.

Городище "Тушемля", Убежище и святилище Убежище сделанное на городище «Тушемля», сгорело в огне, а изделия из железа остались. Как и глиняные горшки. В тушемлинский период, кстати, было усовершенствовано производство глиняной посуды. Этот строительный материал использовался и при сооружении кузнечных горнов. Развивались домашние ремёсла: прядение, ткачество, обработка дерева, кости, камня. Учёные - археологи обратили внимание на то, что их поселения были сожжены. Это говорит о каких-то бурных событиях того времени.

Итоги археологических раскопок и находок в Тушемле, Городке, Прудках и других населённых пунктах в 1963 году очень малым тиражом были опубликованы при Академии Наук СССР в книге П.Н. Третьякова и Е.А. Шмидта «Древние городища Смоленщины». Теперь это библио­графическая редкость. Эта книга имеется в областной библиотеке.

Итак, более подробно о городище «Тушемля».

Городище "Тушемля" сейчас Оно располагается в 1,2 км к востоку от д. Мокрядино Княжинской сельской администрации, на правом берегу Тушемли (возвышается над поймой примерно на 18 метров), недалеко от места впадения в реку Сож. Размер городища – 35 х 22 м. Общая площадь – около 800 м2.

В 1955 – 1957 годах здесь работал с экспедицией П.Н. Третьяков. Под его руководством полностью раскопана площадка городища и частично внутренний вал с напольной стороны. Установлено, что Тушемля является памятником совершенно уникальным, трёхслойным, отражающим три периода его заселения.

Нижний слой, датируемый I тысячелетием до н.э., даёт материалы первоначального заселения днепродвинскими племенами. Орудия труда наших предков Привожу выдержку из статьи доктора исторических наук, ведущего археолога России Евгения Альфредовича Шмидта: «Полученные материалы характеризуются: небольшим количеством железных изделий (ножи с горбатой спинкой, наконечник копья и обломки др. предметов), значительным количеством костяных предметов: наконечники стрел, гарпуны, тупики, рукоятки, булавки, пронизки и пр.; бронзовыми браслетами и обломками др. украшений; массой фрагментов слабопрофилированной керамики; глиняными грузиками и детскими игрушками-погремушками».

Средний слой Тушемли, относящийся к первым векам нашей эры, связан с последним периодом существования днепродвинских племён. Цитата из этой же статьи: «Он (средний слой.) включал профилированную и часто орнаментируемую керамику, большое количество грузиков, дьякова типа, железные ножи, бронзовую фибулу с обёрнутой ножкой I - III вв. н.э. и обломки украшений».

Верхний слой - третья четверть I тысячелетия нашей эры. Это последний период, связанный с жизнью тушемлинских племён. К великому сожалению, все сооружения этого периода погибли в огне. План реконструкции "Тушемля" По обуглившимся остаткам учёным удалось восстановить картину убежища того времени. Такая конструкция характерна для многих городищ-убежищ находящихся на территории Смоленской области, в частности, Починковского района (Городок, Прудки). Однако на не за­нятой постройками тушемлинского убежища размещалось языческое святилище круглой формы.«В центре крутой ровной площадки была яма от Б. Столба, представлявшего собой, видимо, изображение языческого божества - предмета культа местного населения того времени. Таким образом, городище Тушемля было не только убежищем, но являлось одновременно языческим городищем-святилищем», - делает заключение Е.А. Шмидт.

На городищах-убежищах обнаружены обуглившиеся зёрна пшеницы, ячменя, ржи, овса, проса, конских бобов и чечевицы.

Охота и рыболовство для тушемлинских племён были второстепенными занятиями и существенной роли в хозяйстве не играли.

С течением времени в здешних краях жизнь людей изменилась. Учёные называют несколько причин. Первая - влияние южных племён. Вторая - уменьшение количества осадков. Много родников, ручейков и речек пересохло, что неизбежно заставило людей покидать высокие сухие места и переселяться на наиболее влажные, низменные. С городищ на селища, на равнинные места, наподобие наших современных деревень (кстати, слово «деревня» в древнерусском языке означало пашню, затем крестьянский двор, участок земли). Угроза грабительских набегов заставляла тушемлинцев строить новые укрепления - убежища, а иногда для этого использовали заброшенные городища. Как мы знаем из ис­тории, IV - V века н.э. - это начало "великого переселения народов", хотя роды и семьи почти не враждовали между собой. В то же время можно было ожидать нападения людей, принадлежавших к чужим племенам. В начале 50-х годов прошлого столетия здесь было раскопано и изучено одно из мест его обитания. Другой причиной доктор исторических наук, профессор Евгений Альфредович Шмидт считает переход от подсечно-огневой системы земледелия к перелогу, то есть к использованию рала в качестве пахотного орудия. Некоторую роль сыграли изменения в общественных отношениях в связи с обособлением отдельных больших семей и образованием межплеменных союзов.

Наверх На главную
Hosted by uCoz